Avallon

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Avallon » Первый этаж » Магические существа


Магические существа

Сообщений 1 страница 20 из 32

1

Здесь вы узнаете многих магических существ и методы ухода и борьбы с ними...

0

2

Лекция от профессора Mortal.

Здравствуйте! Сегодня очередной урок по Магическим существам.

Птицы вили гнезда среди водосточных труб и карнизов Незримого Университета, хотя необходимо отметить: как бы велика ни была нехватка мест для гнездования, ни одна птица ни разу не устроила гнездо в зазывно открытых ртах выстроившихся вдоль крыши горгулий-водометов — к большому разочарованию последних.
Т. Прэтчетт, «Посох и шляпа»
Случалось ли вам идти по улице после сильного, но уже завершившегося дождя — и вдруг ощутить, как за шиворот льется с высоты десятка метров обильная струя воды? Возможно, о вашем благополучии позаботилась хозяйка квартиры на четвертом этаже. Но не исключено, что специально для такого случая здание, под которым вы проходите, оборудовано горгульей.

Да-да, изначально под горгульей понимался не более и не менее, как каменный водосток крыши дома, сделанный в виде фигуры. Зато впоследствии о них узнали такое...
Нередко существа, напоминающие горгулий, сидят на зданиях, но уклоняются от почетной миссии сливать воду прохожим за шиворот. Их порой тоже называют горгульями — например, обитательниц собора Парижской Богоматери, которых вы видите на фотографии, — но это серьезная ошибка. На самом деле на фотографии изображена химера. Настоящая горгулья никогда не упустит шанса окатить вас дождевой водой, обильно сдобренной грязью с крыши!
Однако история горгулий и каменных химер переплетается довольно тесно, и немудрено их перепутать. Дело в том, что в играх, да и в фантастических романах тоже, вы не раз увидите, что под словом «горгулья» скрываются как настоящие горгульи, так и химеры. Например, горгульи из Neverwinter Nights по сути своей химеры, да и в «Героях», похоже, они того же рода. Так что поговорим мы о тех и других сразу. А вот греческую Химеру — многоглавое чудовище, сестрицу лернейской Гидры и адского пса Кербера — и ее родню мы рассмотрим в другой, отдельной статье.
Это интересно: образ знаменитой химеры с собора Парижской Богоматери — один из символов Парижа — без сомнения, знаком всем. Да и вообще их любят и рисовать, и фотографировать — они своим экзотическим видом очень к этому располагают. Однако, решив исследовать жизнь горгулий, опасно полагаться на чьи-то изображения, особенно учитывая манеру этих созданий мастерски менять внешний облик. Решив со всей ответственностью подойти к сбору материала, автор этих строк лично побывал как в местах массовых скоплений горгулий, так и в менее известных местах их обитания — так что в этой статье вы найдете исключительно собственноручно сделанные фотографии.
Прародительница горгулий
Многие чудища ведут свой род от драконов, и горгульи — отнюдь не исключение. Некогда в реке Сене обитала Горгулья — дракон, а точнее — водяной бескрылый змей. Нрава она была препакостного: топила лодки и даже корабли, пожирала рыбаков и просто подошедших к реке людей, а также порой набирала в пасть побольше воды — и окатывала берег, устраивая наводнение. Из чего видно, что размера она была изрядного.
На заметку: по-русски и горгулья, и Горгулья пишутся одинаково, а по-английски есть разница: gargoyle или Gargouille. Некоторые пытаются передать разницу, записав одно из слов через «а» («гаргулья»), но это не более чем орфографическая ошибка.
Конец бесчинствам Горгульи положил святой Роман, бывший в ту пору архиепископом города Руана. Он поймал водяную тварь на живца — вывел на берег приговоренного преступника (предложившего свои услуги архиепископу добровольно). После чего усмирил Горгулью крестным знамением, та подчинилась ему и выползла на берег... где и была зарублена благодарным населением Руана. Если помните, почти такая же судьба постигла в свое время Тараска, обитателя другой знаменитой французской реки — Роны; мы говорили об этом случае в статье о драконах.
Однако вскоре после этого кому-то пришла в голову идея, что водоизвергающая змея, если выполнить ее в камне в масштабе где-нибудь 1 к 200, может стать отличным водостоком, а заодно и памятником деяниям св. Романа. Так, утверждают легенды, было положено начало традиции. Есть, конечно, и более прозаическое толкование названия: дело в том, что французское gargouille, равно как и латинское gurgulio, означает просто-напросто «горло».

Шабаш на церковной крыше

http://s56.radikal.ru/i151/0808/23/b0d4bd74f76e.jpg

Однако среди горгулий, сохранившихся до наших дней, нелегко будет найти образ той самой водяной змеи. Дело в том, что с тех пор повадились делать горгулий всех видов и мастей — людей, бесов, зверей, птиц... Чаще всего, однако, горгулья принимает облик черта или, иногда, дракона. Особенно это поражает людей, приехавших издалека и впервые увидевших католический западноевропейский собор: казалось бы, ну что делать на храме бесам?
Идеи, что горгулья — это «просто такое украшение» или «просто такой водосток», не выдерживают критики. Украшение, говорите? Зачем оно на такой высоте, что его и рассмотреть-то толком непросто? И почему так редко встречаются в этой роли, скажем, единороги или прекрасные девы, наподобие носовых фигур корабля — а уродцев-бесов видишь на четырех зданиях из пяти? А водосток, право же, можно сделать гораздо проще.
Объяснений существует немало, и ни одно из них нельзя признать окончательным и бесспорным. Традиции этой уже много лет — возможно, она и впрямь современна св. Роману (VII век, хотя сохранились церковные горгульи лишь XII века и более поздние), но нечто подобное делали еще древние греки; корни традиции давно утеряны в глубине веков.
.
Вот несколько известных трактовок традиции.
• Горгульи должны отводить от дома зло, сиречь демонов. То ли по принципу «проходите мимо, черти, у нас уже есть свои такие же!», то ли «вот что мы с вашей породой делаем, берегитесь!». Правда, по этой логике горгульи должны украшать в основном жилые дома, а их больше всего как раз на церквях...
• Напоминание о судьбе грешных душ и о том, что бесы не дремлют. Опять-таки не совсем понятно, зачем на такой высоте, но у этой теории есть то подтверждение, что горгульи на соборах очень часто сидят на плечах грешников.
• Контраст между уродством снаружи и прекрасным внутри церкви. Такая идея вполне реальна для средневековья; но, правда, не совсем понятно, почему горгульи украшают и светские дома. Возможно, собезьянничали у архитекторов церквей, но не слишком ли нахально?
• Для язычников, еще не обратившихся к христианству, как напоминание об их родных божествах. Очень сомнительная теория.
Большинство этих версий предполагает, что именно бес или демон — «базовая» форма горгульи. Разнообразные рептилии ничего не меняют: дракон для средневековья, по сути, практически тот же демон. А звери, птицы и люди в этой роли, похоже, появились заметно позже, причем, вероятно, на светских строениях (если не считать горгулий-грешников, иллюстрирующих адские муки).
Существует легенда, что всякий раз, когда прихожанин согрешает, где-то на крыше появляется горгулья или химера. Там их так много — кто их сосчитает? Но, насколько мне известно, эта легенда сравнительно недавнего происхождения — и едва ли на знаменитых соборах ставили горгулий затем, чтобы подкрепить эту легенду зримым образом. Скорее это эволюция идеи напоминания о судьбе грешных душ.
Есть и совсем безумные предположения — вплоть до того, что горгулья делается, чтобы отомстить заказчику строения, не заплатившему как полагается. Хотя, быть может, случалось и такое: например, на церкви св. Лазаря в Отене (Франция) есть несколько горгулий, изливающих воду из... голого зада. Не факт, что святые отцы просили архитектора исполнить именно это!

Эй, она шевелится!

http://evroport.ru/files/1/28951051100352993.jpg

Очевидно, не только нам с вами, но и средневековым прихожанам было не вполне ясно, с какой целью их храм снабжен горгульями. Во всяком случае, относились к ним с изрядным подозрением и ожидали от них пакостей (не только в виде мутного потока с небес).
Датировать первые сказки и легенды о горгульях на данный момент невозможно, но похоже, что им не менее шести-семи веков. В этих историях горгульи предстают живыми и довольно-таки небезобидными существами...
Это целая раса, довольно многочисленная. По наиболее популярной версии, их создают искусственно чародеи, сами горгульи не размножаются. Они и в самом деле каменные и, если пожелают, могут не шевелиться и не подавать никаких признаков жизни годами.
Почему их не уничтожают, когда видят на крыше? Да потому, что живые далеко не все горгульи. Горгулья умеет искусно занимать место каменной фигуры, теряясь среди фигур и впрямь каменных.
Кроме того, сбивать все подряд водостоки с крыш не поможет: горгулья может перевоплотиться и в каменную химеру, и вообще в любую скульптуру — включая памятник императору или даже статую святого. Молитвы и креста горгулья не боится, в храм входит свободно (может, потому, что она не только без души, но и вообще не рождена, а сделана?).
А кроме того, заниматься избиением каменных фигурок страшно. А ну как нападешь на настоящую? Горгулья-то ведь почти неуязвима, ее может повредить разве что освященный меч или заговоренная булава, которой обывателю взять неоткуда. А вот раны от зубов горгульи не заживают — перевязка и лечебные травы тут бессильны.
И не исключено, что даже за уничтожение обычных скульптур горгулья может отомстить — чтоб неповадно было. А ведь большинство горгулий летают (медленно и неуклюже, но совершенно бесшумно) и могут проникнуть в окно...
Впрочем, она и так может это сделать, особенно если в доме есть новорожденный; в нескольких историях именно горгулья осуществляет кражу младенца, забрав ребенка своим хозяевам — ведьмам, эльфам либо троллям — и оставив в колыбели подменыша.
Но чаще горгульи принимают на себя скромную роль авиаразведки для злых колдунов или переносят сообщения.
Есть и еще один любопытнейший сюжет: о заговорившей статуе. Ее слова приняли за чудо, откровение, а это была подлая горгулья, обманувшая доверчивого слушателя. Вот на какие пакости способны каменные чудища! Так что стоит порадоваться, если вас всего лишь облили дождевой водой...

0

3

Продолжаем изучение магических существ, и сегодня у нас на очереди

Катоблепас

Катоблеп, черный буйвол со свиной головой, волочащейся по земле и прикрепленной к плечам тонкой, длинной и дряблой, как пустая кишка, шеей. Он лежит совершенно плашмя, и его ноги исчезают под огромной жесткошерстой гривой, покрывающей его морду.
Жирный, меланхоличный, дикий, я не трогаюсь с места, чтобы постоянно ощущать под брюхом теплоту грязи. Череп мой так тяжел, что я не могу его приподнять. Медленно я ворочаю им; и, еле раздвинув челюсти, рву языком ядовитые травы, увлажненные моим дыханием. Был случай, что я сожрал собственные лапы, сам того не заметив.
Никто, Антоний, никогда не видел моих глаз, а если кто и видел, так те погибли. Стоит мне приподнять веки — мои розовые и пухлые веки, — и ты тотчас умрешь.
Г. Флобер, «Искушение святого Антония»

В желтой жаркой Африке

Без малого двадцать веков назад Плиний Старший развернул новенький папирус из Египта, чтобы украсить его следующей надписью:

"Есть в Эфиопии источник под названием Нигер, из него истекает Нил... У этого источника водится дикий зверь именем катоблепас, собой не слишком велик и чрезвычайно неуклюж. Особенно тяжела у него голова, он едва способен поднять ее и постоянно склоняет долу. И если бы не это обстоятельство, он мог бы уничтожить все человечество, ведь всякий, кто встретит его взгляд, упадет замертво".

Первоисточником Плиний, разумеется, не был: он такую информацию не создавал, а собирал. Основные факты исходят, насколько мы можем судить, от карфагенских авторов, которые до нас не дошли; так что для современного специалиста первооткрывателем катоблепаса (он же катофлеб или катаблепон) должен считаться именно Плиний.
Другие авторы, близкие по времени, уточняют: телом катоблепас похож на быка, но шея у него длиннее, а голова крупней. Упоминаются небольшие рога (кое-кто полагает, что не рога, а бивни), а также грива, которая почти полностью закрывает обзор его смертоубийственным глазам. Все согласны с тем, что морду он почти никогда не подымает; отсюда и его название, по-гречески «катаблепо» — смотреть вниз.
Уточняется и вопрос о его умертвляющем взгляде; появляется мнение, что дела обстоят не настолько ужасно — смертельно его зловонное дыхание. А может, и то и другое разом? О дыхании уточняют, что пахнет оно «гнилыми плодами и прелыми травами», а человек, его вдохнувший, начинает кашлять, пока не умирает. Современный военный специалист, по-видимому, вынужден будет предположить, что катоблепас выдыхает фосген. Ну а тогдашних специалистов интересовало другое: родня он все-таки василиску или нет? И если нет, то почему воздействие их так похоже?
По поводу образа жизни катоблепаса согласия нет, но, по всей видимости, он все же травояден (и питается ядовитыми растениями, отсюда и дыхание, — добавляет часть авторов). А убивает своим взглядом для самообороны... ну, и по склочности характера.
Говорят также, что он крайне пуглив, но при этом зачастую лезет в драку без повода; это и «большая, постоянно опущенная голова» заставляет серьезно заподозрить, что в генеалогии зверюшки не обошлось без носорога. Порой оказывается, что проживает он не просто «у истоков Нила», а в самой реке или в сопутствующих болотах; и тут хочется задуматься, не числился ли в его предках гиппопотам.
Говорят также, что в полнолуние, незадолго до заката солнца, катоблепас танцует; это самое опасное время, так как при этом он подымает голову (а кое-кто утверждает, что после танцев он идет полакомиться человечиной). Эти самые танцы позволяют предположить третьего предка катаблепоса — антилопу гну, действительно весьма напоминающую гривистого быка любительницу потанцевать. Правда, поднять голову для гну совершенно не трудно.

Стальные руки-крылья

Как это не раз бывало, с годами фантастических подробностей существенно прибывает.

— Катофлеб покрыт чешуей, — заявляет один натуралист, по всей вероятности — под влиянием гипотезы о родстве его с василиском.
— Не просто чешуей, — поправляет его другой, — а медной чешуей.
— Да, но лишь в юном возрасте! — дополняет третий. — Взрослый катофлеб носит бронзовую чешую, затем линькой меняет ее на железную.
— Чешуей покрыты также крылья...
— Позвольте, какие крылья? Он же почти бык!
— Ну да. Крылатый бык. Вы разве не помните, в Персии были такие барельефы с крылатыми быками? Конечно, это катоблепасы!
— И что же он, летает? Весь в железной чешуе?
— Летают же драконы. А может, он и не летает. А крыльями обмахивается, чтобы не было так жарко в эфиопской пустыне.
— Невеждой, — вклинивается еще один мудрец, — назову я всякого, кто считает, что у катоблепаса копыта не раздвоены!
— А равно и того, кто думает, что у него имеются копыта на передних ногах! Ибо передние лапы его суть руки о четырех пальцах, с когтями, которыми он роет нильский ил!
— И обычно он опирается лишь на средний палец, оставляя след как от единственного копыта!
— Поэтому ходить ему очень трудно, и большую часть жизни он лежит на брюхе.
— А на его бычьей голове...
— Позвольте, как это бычьей? Кабаньей!
— Ни в коем случае. Конской, но с бивнями. Как может грива расти на кабаньей голове? А у него есть грива, и преогромная, укутывает его передние лапы, вот все и спорят, пальцы у него там или копыта...
— Нет, все же кабаньей, и помимо гривы на ней борода...
— Вы кабана с козлом не путаете, уважаемый?

Если в этой ученой беседе ваш покорный слуга что и присочинил, то никак не ее основное содержание. Все эти сведения о катоблепасах действительно появились в ходе научных работ, проводимых последователями Плиния на протяжении будущих веков.
По правде говоря, бывало и хуже: вспомним мутации, которым подвергся с античности до нового времени единорог. Катофлеб хотя бы сохранил размеры, телосложение и ключевые свойства.
Однако в позднейшее время многие красочные детали его покидают. И все чаще катоблепаса рисуют... просто быком, правда, обычно с медной или железной чешуей, изредка — с перепончатыми крылышками. Выдыхающего убийственный газ. Узнаете? Я, разумеется, говорю о горгоне.

Один образ Катоблепаса
http://www.servimg.com/u/f27/11/27/80/45/gorgon12.jpg

Другой вид Катофлеба
http://images.wikia.com/finalfantasy/it/images/4/49/Catoblepas_FFVIII.png

0

4

Здравствуйте. Сегодняшний урок будет довольно объёмным. Начнём, пожалуй.

Русалки и другие обитательницы водоемов

Леди воды
Фантастические обитательницы водоемов

Все женщины ведут в туманы.

Марина Цветаева

Вода. Колыбель жизни. Ритуальное средство очищения в крупнейших религиях планеты. Эмпедокл учил, что вода — это илем, то есть фундаментальная основа мироздания. Благодаря воде, содержащейся в воздухе, мы не замерзаем — без нее средняя температура на планете понизилась бы до 18 градусов по шкале Цельсия. Примерно 72% массы нашего тела — вода. Причем, если верить статистике, мужчины пьют почти в 1,5 раза больше воды, чем женщины
Странный факт, учитывая, что с древнейших времен вода эксклюзивно ассоциировалась с женщинами. Наши предки верили, что океаны, моря, реки и озера населяют волшебные девы. Они жили бок о бок с людьми: помогали, хулиганили, вредили, и в любом случае считались не менее реальными, чем обычные женщины.

Н2О
«Водные женщины» не обязательно являлись лишь рядовыми «монстрами». Одно из старейших божеств, известных человечеству — вавилоно-ассирийская змея Тиамат, воплощение соленой воды («техом» означает «море», а окончание «-ат» указывает на принадлежность к женскому полу) — стало материалом для построения нашего мира. О вселенском значении парной категории «женщина-вода» говорит и китайский символ «инь», означающий воду и женское начало. Даже великие богини любви — Иштар и Афродита — были связаны с водой.

В древности вода служила эротической метафорой. Книга Притчей Соломона (5:15) увещевает быть верным лишь одной женщине следующим образом: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодца. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод — по площадям...».

В то же время женщины, олицетворяющие водную бездну, — носители опасности и смерти (египетская змея Апеп, скандинавская Ермуганд, европейские русалки). Славянский фольклор аналогичным образом соединяет мотивы жизни и смерти — вспомним живую и мертвую воду. Библейские псалмы и Книга Иова говорят о борьбе Яхве с демоническими жителями воды. Таким образом, «женская вода» — понятие двойственное. Являясь началом всех вещей, она знаменует и их финал, доводя свою эсхатологическую функцию до предела в мифе о всемирном потопе

Средиземное море
По количеству «водных женщин» на первое место можно смело ставить Древнюю Грецию. Платон однажды пошутил, что греки очень похожи на лягушек, сидящих вокруг пруда, поскольку подавляющее большинство их городов расположено на средиземноморском побережье. Неудивительно, что мифология этого народа тесно связана с водой.
Океан и Фетида были двумя старейшими морскими титанами — братом и сестрой, а также мужем и женой. Они породили бесчисленное количество девушек (океаниды, нимфы), впоследствии «назначенных» божествами водоемов.

По другой версии, отцами нимф были морские старцы — Нерей, Протей и Форкий. Впрочем, их красавицы-дочери по совместительству были и чудовищами. Например, Гесиод говорит, что у старца Форкия была поразительно красивая дочь Кето. Однако мало кто знает, что эта милашка — просто другой вариант ужасного Кита (Cetus), которому предполагалось принести в жертву Андромеду.

Нимфы — обширный класс волшебных духов женского пола, встречающихся не только в водоемах, но и в горах (ореады), деревьях (дриады) и даже скальных гротах. Нимфы всегда находятся в услужении у определенного божества — Артемиды, Аполлона, Диониса — и «привязаны» к какой-либо местности.

Один из популярнейших мотивов греческой культуры — преследование нимфы развратным сатиром (козлоногим человеком).

Одним из значений греческого слова «нимфа» является «невеста» — девушка замужнего возраста. Исходя из этого, Владимир Набоков придумал термин «нимфетка» (роман «Лолита»), означающий девочку-подростка в возрасте от 10 до 14 лет.

Наяды (от греческого «течь», «текущая вода») — разновидность нимф, живущих в фонтанах, колодцах, подземных ключах, ручьях. Наяды считались повсеместными духами пресной воды — в отличие от океанид (духов соленой воды) и нереид, обитающих исключительно в Средиземном море. Все магические способности наяд вытекали (в прямом и переносном смысле) из их единства с водой. Например, нимфа Аретуза могла без труда пробраться по подземным источникам из Пелопоннеса в Сицилию.

Наяды, как и другие нимфы, неразрывно связаны с источником своей «силы». Если водоем пересыхал, живущая в нем наяда умирала. Местные жители поклонялись наядам, и даже кидали в воду детские локоны, посвящая водяным духам своих отпрысков. В некоторых регионах (например, в Лерне) потокам ручьев с наядами приписывались целительные свойства. В качестве жертвоприношений там топили животных, а на берегах этих источников часто располагались оракулы.

Будучи мирными существами, наяды, тем не менее, могли постоять за себя. Именно они похитили Гиласа (любовника Геракла) с корабля Арго, а наяда Номия, влюбленная в пастуха Дафния, однажды устала терпеть его неверность и превратила парня в камень (по другой версии — ослепила).

Нереиды (дочери старца Нерея) — еще одна разновидность водных нимф. Их было ровно 50. Считалось, что они — самые красивые из всех своих сестер. Характерная черта нереид — синие волосы. Они живут в Средиземном море, отличаются добротой и всегда приходят на помощь терпящим бедствие морякам.

Некоторые из нереид смогли достигнуть заметного положения в мифологической иерархии. Например, Фетида вышла замуж за Пелея и родила Ахилла — героя троянской войны. Именно она сделала сына бессмертным, окунув его в воды реки Стикс (при этом мать держала ребенка за пятку — единственное место, на которое не попала волшебная вода и которое осталось уязвимым — так называемая «Ахиллесова пята»). Другая нереида, Амфитрита, вышла замуж за одного из самых сильных богов — Посейдона.

«Амфитрита» означат «третья, которая опоясывает (все)». Вероятно, имя нереиды намекает на океан, т.к. первые две субстанции, опоясывающие все сущее, по мнению греков, — это воздух и земля

Самыми вредоносными и необычными из «водных дев» считались сирены. Они жили на трех скалистых островах около Сциллы и были уже не духами, а вполне материальными существами — гибридом женщины и птицы. Сирены известны своими чудесными голосами. Заслышав их сладкое пение, проплывающие мимо матросы полностью теряли волю, устремлялись на дивные звуки и разбивали свои корабли об скалы к вящей радости коварных злодеек.

В разных версиях мифов называлось неодинаковое число сирен — обычно от 2 до 5. Мы привыкли считать этих существ красивыми, но если верить древним источникам, сирены представляли из себя (в разных трактовках) женщин или с воробьиным «верхом», или с птичьими ногами.С рыбьим хвостом они изображались редко, но к ним все равно применялся эпитет «водные девы», так как они были рождены речным божеством Ахелосом (птица была добавлена к их облику из-за того, что сиренам приписывались исключительные вокальные данные). Считается, что если сиренам хоть раз не удалось одурманить странников своими песнями, эти милые птички от огорчения бросались со скалы и топились в море.

Русалки и их родичи

Русалка — архетип роковой женщины в наши дни, и популярнейшее в европейской фэнтези морское существо, история возникновения которого прослеживается до древних ассирийских легенд о богине Атаргатис (матери Семирамиды). Та случайно убила своего возлюбленного и поселилась под водой в облике женщины-рыбы (интересно, что ранние изображения показывали ее рыбой с человеческой головой и ногами).

Речные девы (современная культура знает и мужчин-русалок, однако раньше такое было нетипично) сперва имели обычные ноги, а не рыбий хвост — эта деталь появилась у них гораздо позднее. Можно предположить, что русалок скрестили с рыбами не ради какого-то глубокого символизма, а по ошибке. Морякам древности и средневековья не раз приходилось встречать в море настоящих морских сирен — дюгоней и ламантинов. Обладая определенной фантазией, их вполне можно было принять за женщин с рыбьими хвостами.

Славянских русалок (мавок, водяниц), как правило, отождествляли с мертвецами (девушки-утопленницы) — злой и враждебной людям нечистью. В Польше их почитали, как водяных духов, и звали «богинки». Подробнее о русалках в славянской мифологии вы можете узнать в «МФ» №26 (октябрь 2005).

О подобных существах писал и средневековый алхимик Парацельс (1493—1541) — он называл их стихийными духами воды, ундинами (от латинского «unda» — волна) и приписывал им чарующие голоса, которые якобы иногда можно услышать в шуме воды. Согласно поздним романтическим легендам, русалка — существо без души, стремящееся выйти замуж за смертного мужчину и стать человеком. Если уйти жить под воду к ундине, то года будут пролетать, как минуты. Человек, истощенный ласками этих рыбо-женщин, уже никогда не вернется назад.

Проклятье Ондины
Существует старинная германская легенда, согласно которой русалка по имени Ондина влюбилась в рыцаря Лоуренса — а тот в нее. Зная о том, что, родив ребенка, она потеряет бессмертие, девушка все равно согласилась выйти замуж за любимого. На венчальном алтаре рыцарь поклялся ей в верности: «Дыханье каждого моего утреннего пробуждения будет залогом любви и верности тебе». Год спустя Ондина родила ему сына. Шли годы. Она старела, и муж стал терять к ней интерес. В один прекрасный день женщина застала его в объятиях другой, более молодой дамы. Убитая горем, экс-русалка прокляла Лоуренса: «Ты поклялся мне своим утренним дыханием! Так знай — пока ты бодрствуешь, оно будет при тебе, но как только ты уснешь, дыхание покинет твое тело и ты умрешь».

В наши дни «Проклятье Ондины» — неофициальное название синдрома остановки дыхания во сне. Больные им люди способны дышать, лишь бодрствуя. Большинство из них умирает в младенчестве, и лишь единицы выживают благодаря дыхательным аппаратам.

С русалками часто путают мелюзин. На самом деле, последние представляют из себя совершенно других существ — женщин с рыбьим или змеиным хвостом вместо ног (часто двойным) и парой перепончатых крыльев. Мифы о мелюзинах (хотя правильнее говорить «Мелюзина», ведь это женское имя) многочисленны и восходят к раннему европейскому средневековью, чаще всего основываясь на нарушении каких-либо «водных» табу.

Например, существует история о том, как Элинас, король Албании (старинный эвфемизм Шотландии) встретил в лесу фею Прессину и женился на ней. Та поставила ему одно условие: муж никогда не должен видеть, как она купается и рожает ему детей. Некоторое время они жили счастливо. Прессина родила королю трех дочерей — Мелюзину, Мелинор и Палатину. Однако он, как водится, не выдержал и подглядел за супругой.

Та немедленно забрала детей и уехала в Авалон. Девочки выросли, узнали о проступке отца и отомстили ему, заточив в темницу. Мать, все еще любившая Элинаса, сильно разгневалась и назначила для каждой дочери наказание. Мелюзина, как самая старшая, получила суровое проклятье: каждую субботу нижняя половина ее тела становилась змеиной. Впоследствии история повторилась — муж Мелюзины застал ее в «интересном виде», они поссорились и разошлись.

Шотландские русалки — мерроу — на удивление дружелюбны и часто живут среди людей. У них есть волшебная шапка, позволяющая дышать под водой. Если они ее потеряют, то больше никогда не смогут вернуться домой.

В германо-скандинавском фольклоре русалки называются никсы (nixen, nihhus, nyko). Строго говоря, никсы — это целая раса волшебных существ. Мужчины и женщины живут под водой, играют на скрипках и без зазрения совести топят всех любопытных странников, пришедших послушать их дивную музыку

В Скандинавии водяные лилии называют «розами никсов».

Если принести жертву — утопить черное животное, бросить в воду табака, капнуть туда три капли крови (или, по другому поверью, водки) — никса может научить вас волшебной игре на скрипке — такой, что от нее «танцуют деревья и останавливаются водопады». Никсы, подобно шотландским баньши, дают людям знамения смерти — выплывают на то место водоема, где кто-то скоро утонет, и тоскливо кричат.

Накки — финская разновидность никсов, страшные существа, придуманные родителями для того, чтобы дети не баловались около воды. Накки утаскивает шалунов под воду, если те трогают свое отражение в воде либо играют под мостами, причалами и в других опасных местах. Накки якобы очень красивы спереди и отвратительны сзади. Другие истории утверждают, что у Накки три груди и они умеют превращаться в рыбу.

Атрибутом всех «водных женщин» являются распущенные волосы.

В Нюрнбергской Библии (1483 год) изображен Ноев ковчег, а рядом в воде плавает русалка.

Русалки встречаются в книге «Гарри Поттер и Кубок Огня», «Хрониках Нарнии» и являются особой расой в ролевой игре «Подземелья и драконы». Образ русалок очень популярен не только в фэнтези. Например, в комиксах у Супермена был роман с русалкой по имени Лори Лемари (родом из Тритониса, подводного города затонувшей Атлантиды).

Возможно, появлению легенд о русалках с рыбьим хвостом способствовала сиреномелия, «синдром русалки» — редкое нарушение развития человеческого плода (один случай из ста тысяч), в результате которого ноги срастаются вместе, что чаще всего приводит к смерти новорожденного. Внутренние органы таких детей развиты аномально, конечные отделы мочевого, полового и пищеварительных трактов выходят наружу в подобие клоаки. Известно всего два случая, когда люди, больные сиреномелией, смогли выжить — это Тиффани Йоркс из США и Мелагрос Керрон из Перу (последняя была успешно прооперированна в июне прошлого года).

Раньше русалок часто подделывали, порождая нездоровые сенсации. В 19 веке особо популярно было чучело «Фиджийской русалки», которое показывали в цирке. Оно было сделано из папье-маше и чешуи экзотических рыб, а верхняя часть тела взята от молодого орангутанга.

В европейской культурной традиции считается, что русалки способны исполнять желания.

Вилы — славянская версия нимф, близкие родственницы русалок — славятся неземной красотой. В отличие от русалок, вилы умеют превращаться из девушек в различных животных (лебедей, волков, лошадей).
Встречаются и совсем экзотичные варианты. У инуитов (эскимосов) есть богиня Седна — типичная русалка, которая, по одной из версий мифов, была людоедкой и сожительствовала с собакой. Другой пример — нордическая Ран, жена великана Эгира, злая и жестокая фурия, собирающая в свой невод мертвецов.

Индейцы чако (Парагвай) рассказывают, что раньше на земле жили только мужчины. Однажды они ловили рыбу и поймали в сети «водных женщин». Один человек сошелся с такой, но пиранья в ее лоне откусила ему самое дорогое. Увидев это, индейцы поступили очень грамотно — пригласили женщин на танцы. Они танцевали всю ночь — от этого пираньи выпали на землю, и «водные женщины» стали пригодны для брака.

Так или иначе, все подобные легенды объединяют символический образ воды и женщины в одном существе — противоречивом, таинственном, иногда опасном и неизменно притягательном. Женщинам есть чем гордиться, ведь если собирательный облик магического создания мужского пола зачастую включал в себя рога, копыта и острые клыки, то «прекрасной половине» фантастического бестиария достались элементы рыбы и змеи — самых древних и мистических обитателей планеты.

0

5

драконы прошу раскажите на следующем уроке про самих драконов я обожаю драконов

0

6

Хорошо, как Вы и просили, я даю лекцию про драконов. Согласна, это крайне интересные существа с историей, берущей корни из далёкой древности.

Дракон

Драконы – существа чудес,
Летающие в небе.
Драконы – существа огня,
Дышащие огнем.
Драконы – мистика трещит
От сказочных существ.

Дракон (от греч. δράκων) — одно из наиболее распространённых мифологических существ — крылатый змей, представлявший однако сочетания элементов других животных, обычно головы (часто нескольких голов) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы или наподобие летучей мыши; иногда образ включал также элементы льва, пантеры, волка, собаки, рыбы, козла и др. Наиболее частыми признаками дракона, однако является способность к полету и змеевидная форма тела, такие же известные признаки, как наличие нескольких голов, огненное дыхание и разумность встречаются у меньшинства драконов.

Корни образа

По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) формирование гибридного мифологического образа драконa относится примерно к тому же периоду, когда более ранние мифологические символы животных как таковыe уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Соединение разных животных в одном мифологическом символе приводит к такому же устранению возможности отождествления мифологического символа с реальным животным. Предполагается также, что в образе драконa соединяются образы животных, первоначально воплощавших два противоположных и отличных от земного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи), поэтому первоначально мифологический образ драконa был одним из способов представления той же пары противоположных мифологических символов, которые известны в мифе о поединке или сражении мифологических змей и птиц (индийские наги и гаруды и др.).

Тем не менее, дракон может считаться дальнейшим развитием образа мифологического змея — основные признаки и мифологические мотивы, связывавшиеся с драконом, в главных чертах совпадают с теми, которые характеризовали змея (ср. например Змей Горыныч).

Добрыня Никитич и поверженный им змей

Распространение

Образ драконa характерен для относительно поздней стадии развития мифологии, но представлен также в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии и Мексики), в большинстве которых хозяйство было основано на искусственном орошении (так наз. ирригационные, или гидравлические общества), благодаря чему особое значение приобретал унаследованный от более ранних времён культ водоёмов, связывавшийся с драконом.

Дальнейшее использование фантастического образа драконa (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ драконa в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (ср. прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконe на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа драконa в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Китайский дракон

Дракон — покровитель плодородия

Как и змей, дракон связывался обычно с плодородием и водной стихией, в качестве хозяина которой он выступал.
Связь дракона с водой, урожаем и плодородием иногда вторично осмысляется таким образом, что дракон выступал как воплощение положительного начала, как помощник, дающий людям воду и богатства: в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю — основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; ср. также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон, осмысляемый как помощник, может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконe—летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.). Но, несмотря на то, что дракон был также образом водной стихии, он часто представлялся огнедышащим (соединение противоположных символов воды и огня).

Дракон-хранитель сокровищ

Дракон считался также покровителем сокровищ, получить которые можно было только убив его (в германском мифе о Сигурде или Зигфриде и др.).

Общим для всех мифологий, в которых дракон выступает в качестве отдельного персонажа, является миф о его убийстве героем (или божеством), который тем самым освобождает проглоченную драконом воду, охраняемое сокровище или похищенных людей (чаще всего девушку). Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани. В хеттской мифологии бог грозы убивает дракона, опьяневшего во время пира (Иллуянка, ср. японский миф о герое Сусаноо, убивающем восьмиглавого и восьмихвостого змея Ямата-но ороти).

Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом (змеем, ср. например Аполлона-Сауроктона) получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник и в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства).

Альтернативные точки зрения

Драконы, как известно, воруют золото и драгоценности у людей, у эльфов, у гномов — где и когда только могут — и стерегут свою добычу до конца жизни (а живут драконы фактически вечно, если только их не убьют), но никогда не попользуются даже самым дешевым колечком. Сами они сделать неспособны ровно ничего, даже не могут укрепить какую-нибудь разболтавшуюся чешуйку в своей броне.

Писатель Святослав Логинов в конце двадцатого века провёл исследование источников сведений о драконах  и пришёл к выводу, что драконы вполне могли быть не рептилиями, а реликтовыми видами гигантских насекомых. Также в своём труде он объясняет чёткое разделение поведения европейских и азиатских драконов.

"Биология Драконов

О крылатых повелителях неба, драконах, всегда бытовали противоречивые мнения. Их считали то рептилиями, то духами, то прекрасными энергетическими созданиями, то грязными тварями, то разумными, то нет, то "добрыми", то "злыми"...
Все сходились лишь на одном: от драконов лучше держаться подальше, а ещё лучше - искоренить непокорное племя, истребить словно опасную болезнь. "Если я не убью его сегодня, то кто знает - вдруг он захочет убить меня завтра?.."
Здесь, в этом разделе, я попытался описать замечательное творение разума - Дракона. Творение столь прекрасное, что одна лишь мысль об уничтожении этой красоты преступна.

Несмотря на многие внешние признаки и несомненное морфологическое сходство с рептилиями, разумные жители планеты Дракия принадлежат к отдельному, неизвестному на Земле классу живых существ. Наиболее близки к драконам вымершие в конце мелового периода звероящеры, иначе зауроподы, от которых в верхней юре произошли примитивные однопроходные млекопитающие.
Однако, считать драконов менее совершенными организмами нежели млекопитающих, было бы непростительной ошибкой. Как известно, прогрессом млекопитающих Земля всецело обязана космической катастрофе - иначе говоря, случайности. На обитаемых планетах земного типа, породивших близкие к динозаврам формы жизни, разум неизбежно получат представители наиболее жизнеспособного вида. Рептилии.
Драконы, как известно из их истории, стали разумными также благодаря катастрофе; однако это вовсе не означает, что они не стали бы ими самостоятельно. Просто в этом случае потребовалось бы гораздо больше времени.
Данное краткое описание не претендует на подробный охват вопроса. Для более-менее глубокого изучения замечательной расы драконов потребовалось бы много лет тщательной работы. Цель настоящей статьи - в очень общих чертах познакомить вас со специфическими чертами обитателей планеты Дракия.

Драконы в Христианстве

Латинское слово "dragon", "draco" (родительный падеж: draconis) фактически означает змею, подчеркивая общую древнеевропейскую ассоциацию драконов со змеями, а не ящерицами или динозаврами, как это обычно делается сегодня. Средневековая библейская интерпретация Дьявола, представшего в образе змея, соблазнившего Адама и Еву, послужила поводом отождествления дракона со злом. В самой библейской литературе такая ассоциация практчески отсутствует, за исключением "Апокалипсиса" (Книги Откровения) Святого апостола Иоанна Богослова. Демонические противники Бога, Христоса, и всех христиан обычно изображались в виде рептилий или химер.
В "Книге Бытия", главе 41, есть ссылки на морского монстра Левиафана, который имеет некоторые похожие на драконов особенности
В "Откровении" глава 12, стих 3, описано огромное красное животное с семью головами, чей хвост охватывает одну треть звезд от Небес до Земли земле (символизирующее падение ангелов). В большинстве переводов, для обозначения этого животного используется именно исходное греческое слово "дракон" (drakon).
В иконографии, некоторые святые изображены убивающими дракона. Так изображается Святой Джорджа в египетской и коптской иконографии, Георгий Победоносец на гербе Москвы и Святой Меркериалис в Италии. Святой Джалиан Ле-Мана, Святой Веран, Святой Крескентинас, и Святой Леонард Норблак также изображались убивающими драконов.
Но есть и утвеждение, что драконы были хорошими, прежде, чем они греховно упали также, как и люди, изгнанные из Райского Сада. Также в Христианстве получается, что если драконы действительно существовали, то они были созданы также, как и любое другое существо. Об чём написал Брайен Дэвис, в своей книге "Драконы среди нас".

Дракон, вырезанный на фасаде церкви Хопперстад (Hopperstad) в Норвегии

Психология и социальные отношения драконов.

Гравитационный полёт делает драконов подлинными королями воздуха. Благодаря тому, что им не надо компенсировать вес, драконы могут развивать скорость до 600км\ч, зависать на месте, летать в любом положении и в любую сторону. Столь большие возможности неизбежно формируют психологический комплекс превосходства, широко распостранённый среди драконов. С древнейших времён и до сих пор на Дракии самым естественным способом решения конфликтных ситуаций между двумя драконами остаётся поединок. В исключительно редких случаях возможен даже бой до смерти одного из противников.
Самцы драконов не доминируют над самками, но длительная беременность и опасное (в древности) окружение неизбежно превращают самцов в охранников потомства. Этим обьясняется повышенная агрессивность взрослых драконов-самцов, а также происхождение инстинкта защиты детей. Широко развиты отцовские чувства, и как правило отец для дракона становится более важен, чем мать.
Как было сказано выше, для драконов почти невозможно целенаправленное причинение вреда детёнышу любого вида (даже собственным жертвам). Это обстоятельство (а также личные впечатления Первой Экспедиции) послужили основной причиной вражды драконов и людей - после обнаружения планеты Ринн на Дракии едва не приняли решение физически истребить вид Homo sapiens, столь невероятным ударом для драконов явилась истина о методах охоты людей Ринна.
Основной психологической особенностью большинства драконов является повышенная эмоциональная чувствительность и несдержанность.реакций на раздражители. Подавляющее большинство особей неспособны сдерживать сильные эмоции, что часто приводит к психологическим травмам. Особенно опасной является неконтролируемая ярость, ставшая главной причиной поединков между драконами, а в некоторых случаях и преступлений. Как правило, дракон сам сознаёт неконтролируемость своих действий, но неспособен предпринять меры по их пресечению.
Хищный образ жизни предков определяет предпочтения и интересы драконов. Наиболее распостранёнными формами отдыха являются спорт и путешествия. Из видов спорта шире всего известны боевые исскуства и скоростные залёты на короткие дистанции. Боевое исскуство драконов сильно развито, и исторически сложилось в тяжёлый период во время господства льдов. С развитием культуры боевое исскуство превратилось в престижный спорт, имеющий важное значение на Дракии.
В обществе драконов расслоение на обывателей и выдающиеся личности выражено значительно слабее, чем у других рас. Драконы - весьма одарённый народ, с очень высоким средним уровнем интеллекта (достигающим 180-200 пунктов по стандартной шкале). Отдельные представители могут достигать значительно более выдающихся показателей.

Общая психологическая характеристика:

Дракон - весьма разумный индивидуум с повышенной эмоциональностью, склонностью к упорству в достижении своей цели, развитым комплексом превосходства и относительно неустойчивой психикой. Важнейшим определяющим поведение фактором является инстинкт защиты детей, способный толкнуть дракона даже на убийство. Не вызывает никаких сомнений, что любой дракон может стать смертельно опасным для окружающих в случае угрозы с их стороны детёнышу любого вида. Наиболее яркий пример такого рода - поведение Императора Ская Фалькорра на планете Ринн, где дракон собственноручно уничтожил более пяти сотен повинных в преступлениях людей, после чего на всю жизнь приобрёл устойчивую ненависть к виду Homo sapiens.
Сильно выражены атавизмы от предковых хищных форм, которые часто проявляются в минуты гнева и ярости. Однако, в нормальном состоянии дракон представляет собой, как правило, мирное и спокойное существо. Множество внутренних противоречий в психологии драконов делает их очень интересными объектами изучения.
Подрасы драконов

По цвету чешуи драконы подразделяются на подрасы. Наиболее широкое распространение получили:

Зелёные драконы - средних размеров, самые распространённые.
Красные драконы - как правило, крупнее зелёных.
Золотые драконы - крупные, сильные и быстрые.
Синие драконы - наиболее крупные и сильные, часто агрессивны.
Серебряные драконы - встречаются реже.
Бронзовые и медные драконы - очень редки.
В исключительных случаях встречаются и другие окрасы - например, очень редкий фиолетовый, ещё более редкий "бриллиантовый" и т.д. Развит альбинизм и особенно меланизм (чёрные драконы занимают третье место по численности).

Цвет чешуи задаётся одной хромосомой, поэтому никогда не бывает смешанных цветов - потомок красного и зелёного дракона будет либо красным, либо зелёным. Известен лишь один случай, когда сын золотого дракона и синей драконессы получил смешанный окрас. Однако Ская Фалькорра никак нельзя назвать типичным представителем вида."

Известные драконы

* Азхи Дахака был трехголовым демоном, часто описываемый, как похожий на дракона. Является частью зороастрийской мифологии.
* Угарийский миф описывает семиголовую морскую змею по имени Лотан.
* Гидра в греческой мифологии - водяная змея с множеством голов и с магическими способностями. Когда одна голова отрублена, на её месте сразу же вырастают ещё две. Это существо было побеждено Гераклом.
* Смок Вавелски - польский дракон, который терроризировал все холмы вокруг Кракова в Средневековье.
* Й Драг Гоч (Y Ddraig Goch) - символ Уэльса, первоначально изображался как красный дракон из истории Мабиногиона о Ллудде и Ллевелисе.
* Нидхогг - дракон из норвежской мифологии, который, как говорили, жил в самой темной части Подземного мира, ждущий прихода Рагнарока, который освободит его, чтобы дать выход разрушению в мире.
* Орочи - восьмиголовая змея, убитая Сусаноо в японской мифологии.

0

7

P/S Возможно, лекция довольно длинна, поэтому я даю ещё на два урока сразу - чтобы не перегружать Вас.

0

8

да ладно сойдёт
очень интерестно
я видел какой то док. фильм о драконах но там более научная теория
кстати там выяснили почему драконы летают будучи такими огромнымы

0

9

а как же алмазные про таких не слышали

0

10

Ну начнём с того, что вообще существование драконов - весьма спорный вопрос, и научные теории абсолютно ничего не доказывают и находятся наравне с мифами и легендами.

алмазные? Если ты говоришь о драконе, у которого вместо глаза был карбункул, который он снимал, когда купался, а вместо чешуи у него были алмазы, так это, пожалуй, исключение.
если ты про бриллиантовых - они указаны в лекции. Хотя встречались крайне редко.

0

11

ну да а ледяные драконы есть ну у которых ледяное дыхание я про таких тоже слышал

0

12

Вот ещё одна точка зрения по поводу драконов, собрана она, исходя из легенд, дошедших до наших дней путём стараний предков.

Похитители дам

Прежде всего для нас это крылатые чудища с функцией огнеметов. Порядочный средневековый европейский дракон - это вам и Дон Кихот объяснит - живет в пещере, похищает прекрасных Дульсиней, и вся жизнь его - прелюдия к тому торжественному моменту, когда плюющуюся огнем голову отсечет храбрый рыцарь. В сегодняшнем фэнтези драконы - персонажи еще более разнообразные. Иногда они наделены выдающимся интеллектом и высокими моральными качествами и, вместо того чтобы вредить, спасают человечество (хорошее - от плохого).

Иногда этих птиц делят на западно- и восточноевропейских. Первые - небольшие, могут быть с крыльями, но бой происходит непременно на земле, и дама, которую чудище похитило, обычно в целости и сохранности дожидается избавителя. Восточноевропейский дракон часто отличается многоголовостью и налетает на богатыря с воздуха. А людей просто жрет, не сортируя по эстетическому принципу. Читала гипотезу, что западноевропейские драконы - самцы (потому-то и похищают дам и, подобно муравьям, после брачных игр летать не могут), а восточноевропейские - самки (охраняют потомство, нуждаются в усиленном питании, могут и своего самца сожрать, если не улетит на запад).

Монстры философские

Впрочем, Станислав Лем утверждал, что многоголовые драконы существовать не могут. "Упрямые и тупые по своей природе, эти монстры не выносят ни малейшего противоречия; вот почему две головы на одном теле приводят к быстрой смерти, ведь каждая из них, стараясь насолить другой, воздерживается от приема пищи и даже злонамеренно прекращает дыхание - с вполне однозначным результатом".

Есть у Лема "Сказка о Цифровой Машине, которая сражалась с драконом". Для подвига был построен электродракон, "более сильный, чем тот, что сидит на Луне. Победит он лунного, поломает ему все мослы электрические...". В другом рассказе герой убивает дракона по заказу жителей планеты, уставших платить чудищу дань. Но с храбрым астронавтом не собираются расплачиваться: "ходил в кассу, к царю, на совещания, никто не хотел со мной даже разговаривать; а когда они потребовали от меня автобиографию с двумя фотокарточками, мне пришлось убираться, но, к сожалению, дракон пребывал уже в необратимом состоянии". И тогда косморыцарь изготавливает из шкуры и прутьев муляж чудовища и собирает вместо него дань. Но особенно запоминается тот лемовский дракон, которого встретил бравый астронавт Ийон Тихий на планете Абразия. Он похож на огромный горный хребет, который все разрастается, а местные жители кормят его, причем вокруг кормления и утилизации продуктов его жизнедеятельности создана целая индустрия.

Очень аккуратные цмоки

А вот теперь перейдем к драконам белорусским... Имя им - цмоки. В записях фольклориста Никифоровского значится: "Знешне Цмок акуратней за астатнiх нячысцiкаў, любiць купацца, ходзiць у лазню i штодзённа мыецца..." У другого фольклориста, Федоровского, говорится: "Змей, або Смок, вялiзны, як будынак, бывае ў яго тры або шэсць, або дзевяць, або i дванаццаць галоў, тыя галовы, як цабры, вялiзныя, зубы, як нарогi, пазуры, як сярпы, а крылы, як палашы, вострыя". О цмоках писал в XVI веке Федор Евлашовский, в XVII веке - Симеон Полоцкий, в XIX веке - Ян Барщевский...

Минские цмоки существовали в двух вариантах. Первый - классический, западноевропейский: жил в пещере Высокой горы, в районе Юбилейной площади. В жертву получал красивых девушек... Пока не нарвался на ту, у которой был воинственный жених. Тот вызвал цмока на бой, убил, но и сам умер от ран. Тело дракона сбросили в Свислочь, где-то в том месте, где сейчас гостиница "Юбилейная", туда же опустили хрустальный гроб с телом рыцаря. Говорят, долго еще можно было видеть сквозь толщу воды ребра цмока и блеск хрустального гроба.

Второй вид дракона вполне материален. Свидетельство о нем мы можем найти в мемуарах путешественника XVI века Сигизмунда Герберштейна, который оставил запись, что минчане держат в своих домах вместо домашних животных огромных жирных ящериц с черной плотной чешуей. А ящериц тех вылавливают в Свислочи. Чучело такой рептилии украшало кабинет директора одного из минских реальных училищ еще в начале ХХ века.

Возможно, таинственные животные до сих пор обитают, например, в подземных водах Немиги...

Наши Несси

Много легенд существует о цмоках, живущих в озерах Россонщины, Браславщины, на Полесье. Ян Барщевский описал, как ловили драконов в озере Нещердо: повсплывали чудища, аж вода кипела... Владимир Короткевич использовал легенды о водяных белорусских драконах в романе "Хрыстос прызямлiўся ў Гароднi", который и начинается с того, что в Лепельском озере всплывает мертвая рыба и, в конце концов - огромный цмок длиной десятки саженей. "I, дальбог, смяялася тая галава. Мо проста зубы скалiла, а мо - з нашых бедаў. I зубы былi велiчынёй з конскiя, але вострыя, i многа iх было на такую галаву аж данельга. Вочы вялiзныя, як сподкi, каламутна-сiнiя ў зелень, ашклянелыя. I страшна было глядзець у тыя вочы, i мурашкi па спiне, нiбы Евiнага змiя ўбачыў, i непамысна неяк, i нiбы ў чымсьцi вiнаваты"... Эти образы как нельзя лучше соответствуют мнению, что в легендах о драконах отозвалась эра динозавров. Могли же отдельные экземпляры мутировать, остаться где-то...

Цмок надежно зафиксирован в нашем фольклоре, литературе и даже в исторических хрониках. Осталось дождаться, пока какой-то счастливчик не выловит удивительную рептилию, не важно, в городском коллекторе или в бездонном озере.

0

13

А можно лекцию про единорогов?

0

14

Конечно, как занятия начнутся, учту ваши пожелания и выложу её)

0

15

Mortal
Спасибочки)) я просто очень люблю и пегасов и единорогов)

0

16

Animal Fairy, не за что) пожелания учеников - закон)

0

17

Mortal
А где можно картинку на аватарку скачать подходящую под размер. Пыталась на яндексе найти, не нашла. :'(

0

18

Пойдёмте в мой кабинет? Там и объясню.

0

19

Всем доброго времени суток. Итак, мы продолжаем наш курс по изучению магических существ, и сегодня у нас на очереди единороги.

Единорог — мифическое существо, символизирует целомудрие.
Представляют его обычно в виде белого коня с одним рогом, выходящим изо лба; однако, согласно эзотерическим верованиям, он имеет белое туловище, красную голову и синие глаза.

В ранних традициях единорог изображался с телом быка, в более поздних — козла и только в поздних легендах — с телом лошади. Некоторые приписывали единорогу слоновьи ноги и кабаний хвост, что послужило поводом для предположения, будто прообразом единорога был носорог. В одной из сказок братьев Гримм единорог отличается крайне агрессивным нравом, что ещё более подтверждает его сходство с носорогом. В греческом «Физиологе» отмечается, что единорог — «быстроногий зверь, носящий один рог и питающий злую волю в отношении людей».

Самым ранним изображениям единорогов больше 4 тысяч лет, найдены в Индии. Затем стали появляться в мифах Западной Азии. В древней Греции и Древнем Риме считались реально существующими животными.

На небе существует созвездие Единорог, введенное в Новое время. На небесных атласах изображается в виде коня с рогом.

Питаются они цветами, особенно любят цветки шиповника, и медовой сытой, а пьют утреннею росу.
Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса в которых купаются и пьют от туда и вода в этих озерах обычно становится очень чиста и обладает свойствами живой воды. В русских "азбуковниках" 16 -17 вв. единорог описывается как страшный и непобедимый зверь, подобный коню, вся сила которого заключена в роге. Рогу единорога приписывались целебные свойства ( по фольклорным представлениям единорог своим рогом очищает воду, отравленную змеем). Единорог - существо иного мира и предвещает чаще всего счастье.

Единорог - творение человеческой фантазии — ее тайный триумф. Самый знаменитый представитель фантастического зоопарка. «сокровенная струна европейской культуры»; «единорог-зверь — всем зверям зверь», как пелось в старинной русской песне... Но откуда пришел такой успех, что его предопределило, — загадка. Победа одержана играючи, «малой кровью». Всегда расточительное, щедрое на разные там крылья, головы, пасти, из которых пышет огнем и серою, на бессмертие и прочие чудеса — воображение в случае с единорогом явно поскупилось.

Формула на диво проста: один известный зверь (конь, козел или осел) один рог посредине лба = тысячи лет живого интереса у многих народов. Почему же столь незатейливая фантазия пережила сотни других ВЫДУМОК и успешно конкурировала со множеством действительно изощренных вымыслов: драконом, василиском, оборотнем, мантикорой?

Впервые о нем письменно упомянул 25 ве-ков назад греческий историк Ктесий. В его рукописи об Индии читаем:

«Там водятся дикие ослы! ростом больше лошади. Тело у них белое, голова темно-красная, а глаза голубые. На лбу рог. Порошок, соскобленный с этого рога, применяется как лекарство против смертоносных ядов. Основание рога чисто белого цвета, острие ярко красное, а средняя часть черная». Однако задолго до этого описания баснословный зверь уже обитал в воображении жителей Востока.

Пожалуй, самый причудливый единорог был у древних персов. Трехногий, шестиглазый, девятироты и, с золотым полым рогом; стоит он посреди
океана и... чудесным рогом очищает волны от всяче-кого загрязнения (в наш бы современный океан л а такого трехногого!».

Так же очень своеобразный единорог у китайцей, так называемый ци-линь (ки-линь)

Восточные рассказы о единороге — непрестанные колебания: зверь он из плоти и крови или всетаки дух. Таких сомнений не желали европейцы: для них единорог всегда был реальным животным .
Неоднократное упоминание единорога в библейском тексте узаконило недоразумение в сознании христиан; авторитет Аристотеля, верившего в единорога, отшиб последние сомнения ученой элиты.
Ранний «Физиолог», основа будущих средневековых бестиариев, по части собственно физиологии животного ничего нового не добавил: «Мал зверь тот подобно козленку и очень свиреп; на голове у него один рог. Охотник не может силой поймать его».

Однако именно «Физиолог» сделал решающее дополнение, обеспечившее единорогу устойчивый успех в европейской культуре.

Оказывается, свирепого зверя можно смирить и даже поймать. Для этого в лес, где обитает единорог, следует направить непорочную деву (желательно красавицу). Зверя волнует аура непорочности либо вид обнаженной груди. Привлеченный истинной чистотой (обмана он не потерпит — не-девицу непременно поднимет на рог), единорог приблизится к деве, и если она его приласкает и поцелует в рог, мирно уснет, положив свой грозный рог ей на колени. Теперь он беззащитен, и охотникам вольно убить или отвести ко двору правителя, дабы показывать заморским гостям.

У этой легенды, по мнению знатока бестиариев К. Муратовой, «весьма отдаленное от христианской традиции прошлое. В ней словно сохраняется далекий аромат восточной сказки и элемент древней восточной фаллической символики».Впрочем, истоки могли быть и не столь поэтичны. В античной литературе мелькнул рассказ об охоте на сирийского единорога, которого ловили на... обезьяну-самку. В ответ на ее любовные заигрывания единорог терял разум, столбенел и — вперед, охотники!..

Когда европейские купцы зачастили на Восток, встреча с реальным носорогом не сбила их с толку: «теста» на непорочную деву эти махины явно не выдерживали! Лишь Марко Поло, нагородив всякого вздора про единорогов, протыкающих слонов не рогом, а языком, заикнулся о том, что зверь уродлив и «совсем не похож на того единорога, в которого верят в наших странах». Ноги слоновьи, голова кабанья и — вот напасть! — любит валяться в грязи; как-то трудно представить такого в компании с непорочной девой Всякий зверь в бестиариях получал христианскую интерпретацию. Сюжет с единорогом понимался, как история Христа, «духовного единорога», который воплотился в лоне Богоматери, был взят под стражу и осужден на смерть. Единорог олицетворял и единосущность Отца и Сына.

В XV—XVI веках изображение однорогого зверя красуется на медальонах, гравюрах, шпалерах. на знаменах и гербах. Он незаменим там, где поэтизируется рыцарское служение даме, где славят верность и целомудрие. Впрочем, от восхищения женской властью над сердцем мужчины до поношения бесовской силы ведьм один шаг. Тогда единорога превратили в эмблему похоти... Более тонкие умы подмечали, что чистота чистотой, но дева-то обманула, предала доверившегося ей единорога-рыцаря! Так, «поработав» символом Верности, единорог в куртуазной литературе отныне обозначал Попранную Верность (в этой роли он встречался во всяческих светских «Бестиариях любви» — любимом чтении французской знати.

Нам трудно понять, как человек средневековья воспринимал и религиозную и светскую трактовки одного и того же образа. К примеру, семь знаменитых гобеленов, сработанных к бракосочетанию Людовика XII в 1499 году. Изображенное на них убиение единорога во время охоты следовало понимать двояко. Предпоследний гобелен являл агонию зверя с отрубленной головой, последний — единорога воскресшего, израненного, одиноко стоявшего у дерева в чудесном саду. Сад этот— Церковь и вместе с тем Богоматерь. Дерево — крест. Но одновременно на гобеленах прочитывалась аллегория ухаживания и брака. Свирепый — нет, доблестный король усмирен любовью к чистой избраннице и воскресает к безгрешной жизни.

Случалось и гениям об-ращаться к теме единорога. На знаменитом триптихе Босха «Сад земных желаний» единорогов чуть ли не дюжина, «всех мастей и туловищ». Леонардо да Винчи, не сомневаясь в существовании зверя, уточнял, что к деве единорога влечет, не почтение к целомудрию, а вожделение: даром ли приманкой была обнаженная грудь! Рабле с привычным озорством охально выпятил сокровенно-эротический смысл однорогого зверя: Пантагрюэль видит целое стадо единорогов, у которых в спокойном настроении рога висят, подобно гребню индюков, а в приступе ярости расправляются и каменеют...

Не был обойден единорог и хтонической символикой. Во многих притчах и сказках он обозначал смерть. Дюрер изобразил единорога слугой Плутона, который уносит Персефону в подземное царство. Но попытки «очернения» успеха не имели; акцент ранних бестиариев на жестокосердие зверя (его сравнивали со львом гордыни, медведем лени и змеем зависти) не привился. Не прошло и уподобление единорога дьяволу: в бестиариях у дьявола было столько масок, что единорога оставили в покое. Наоборот, свирепость и необузданность стали подчеркивать для контраста с благочестием, искуплением. Недаром праведники так легко укрощали и приручали единорогов словом божьим. В ходе «примерки» символических значений оказался впору еще один образ — благородного и одинокого зверя. Подобный мотив был популярен в геральдике и эмблематике; например, на миниатюрах фигура отшельника «пояснялась» единорогом на заднем плане.

Слава единорога поддерживалась не только поэзией: издревле его рогу приписывались лечебные свойства (в частности, считалось, что это лучшее средство от ядов). Шарлатаны бойко торговали волшебным рогом, выдавая за таковой рог носорога, зуб-рог кита нарвала и даже мамонтов бивень. Торговали чашками, солонками из рога, якобы удаляющими яд из пищи. (Что касается Франции, то лишь Великая французская революция отменила церемонию проверки на яд королевской пищи — вместе с «отменой» само-го короля...)

Покупка целого рога была под силу либо собору, либо королевскому дому. Елизавете I Английской такое приобретение обошлось в 10 тысяч фунтов (кстати, единорог был эмблемой этой королевы — девственницы).
На одной миниатюре XV века изображен святой Бенедикт, отшвыривающий поданный ему кусок хлеба. Рядом фигурка единорога как общепринятый иероглиф: без пояснений средневековый читатель понимал, что хлеб отравлен, и святой с помощью божьей это угадал.

В эпоху Возрождения фигурка единорога частенько красовалась над аптеками. А на гербах многих сиятельных рыцарей этот символ означал не их благородство или одиночество, а обычное для того времени метафорическое истолкование: от храброго мужа враги бегут, как яд от чудесного рога.

Психоаналитики, которые знают все про всех, причиной долговечности единорога полагают ту символику, которую вышучивал Рабле. Менее самоуверенные психологи акцентируют наше внимание на особой поэтичности образа, на нашем пристрастии к архетипам смиряемого зла и гордого одиночества... Но образ ускользает от конечной интерпретации специалистов. Будет ли большой ересью утверждать, что в самом «ускользании» от объяснений заключено его великое обаяние?

Когда поэт, художник говорит о единороге, он вводит в свое произведение тайну. Ибо ни бестиарии, ни легенды Востока и Запада не объяснили нам единорога до конца. Дракон, гриффон, василиск — те вызывают порой контрастные, но весьма конкретные ассоциации. А единорог будит в душе нечто неопределенное, зыбкое, ощущение неполноты знания... «Мы не ведаем, каков есть единорог».

Другие объяснения? Пожалуйста. Здравому смыслу вообразить и допустить реальность единорога проще, чем поверить в дракона, морскую деву, амфисбену, сфинкса. Лошадь с рогом — до чего просто. Почему бы ей не существовать?

И последнее. На протяжении веков единорогу упрямо приписывают всевозможные добрые качества: соотносили его со справедливым правителем и рождением мудрецов, рисовали чадолюбивым» любителем единения, нежным поклонником чистоты, смиренным и благочестивым. Ничто дурное не липло к его шерсти. Воображение человека словно устало от оборотней, василисков, пышущих жаром драконов, коварных сирен. И вот, среди всякой нечисти и нежити, враждебных человеку, воссиял обаятельный образ зверя, который дик и буен, но способен стать покорным и ласковым. Рядом со злой колдуньей должна быть фея. Рядом с оборотнем — единорог, так сказать, антиоборотень: зло, которое оборачивается добром, вожделение, которое превращается в почтение к целомудрию...

http://s1.uploads.ru/i/byQUI.jpg

0

20

Вот последний абзац меня поразил прямо в сердце - это все, чего я так ждал в описаниях единорогов. Потому что если я прочитаю из известного тебе источника и перескажу, будет немного напоминать вымысел, а тут чистые аргументы)) Наконец-то можно объяснить всем розовым девочкам с крылышками, что единороги не так "прекрасны" или же "чудесны", как им кажется.. Что это тоже животное, мифическое животное - и не надо с ними связываться если ожидаешь, что он покатает тебя на себе или будет кушать цветочки и пукать радугой :D

Ладно, в общем последние мои слова не воспринимай всерьез. А лекция как всегда ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ :D

0





Вы здесь » Avallon » Первый этаж » Магические существа